Enik (pikkuvesi) wrote,
Enik
pikkuvesi

Железнодорожный мост в Шимске

Об этом сооружении у меня накопилось много информации (в том числе противоречивой) из разных источников. Я постарался её систематизировать и собрать в один пост. По мере получения новых данных, буду вносить изменения и дополнения. Кое-что я уже выкладывал, так что будет дублироваться из прежних постов. Итак,

Шимский мост
1. Строительство
2. Реконструкция
3. Новый мост
4. Подрыв
5. 21-й век
6. Благодарности
7. Ссылки

1. Строительство.
Строительство моста датируется 1876 годом, (1) открытие движения – 12 июня 1878. (2)
Железнодорожный мост через реку Шелонь был построен раскосной системы из четырех металлических пролетов, каждый по 27 сажень с разводной частью в 12 сажень, отверстием 120 сажень. Устои, заложенные на материке, со всех сторон были защищены надёжным деревянным частоколом. Быки, которые больше, чем устои, подвержены разрушительной силе воды, огорожены двойным забором – на языке инженеров-мостостроителей они именовались шпунтами. Рельсы на узкоколейной дороге применялись двух типов – стальные весом 13 фунтов на погонный фут (17.47кг/м, что примерно соответствует современным Р18) и железные 15 фунтов на фут (20.15кг/м, в современном стандарте таких нет). (3) Логично предположить, что на мосту укладывались стальные рельсы меньшего веса, но это пока не доказано.
Открытие разводной части моста осуществлялось в навигацию:
- с 5.00 до 8.30;
- с 10.15 до 12.15;
- с 15.35 до 18.15. (4)

2. Реконструкция.
Железная дорога Чудово – Новгород – Шимск – Старая Русса имела колею 1067мм. Вопрос о её перешивке на широкую колею поднимался перед министрами путей сообщения и финансов с 1895 года, но только в 1916 году вдоль узкоколейной линии Чудово – Новгород была построена железная дорога широкой колеи 1524мм. и перешита на широкую колею узкоколейная линия Новгород – Шимск. 15 июня 1916 года введён в эксплуатацию ширококолейный участок Шимск – Сольцы. (5) Назрела необходимость перешивки участка Шимск – Старая Русса. Его перешили лишь в 1923-м. Работы начались в мае, а 8 ноября новый участок дороги, включая мост через Шелонь, торжественно пущен в эксплуатацию. (6)
Из Журнала осмотра моста через р. Шелонь 18 апреля 1919 г.:
"... Мост состоит из 4-х пролетов по 27 саж и разводной части перекрывающей 2 пролета по 6 саж каждый… бык №3 моста был поврежден при ледоходе в апреле 1919 года." (7)
Неизвестно, был ли только отремонтирован бык №3 в 1919 году или весь мост, но ко времени перешивки он точно был реконструирован. Во всяком случае левобережный устой сложили на розовом цементе (в 19 веке в России строили только на известковом растворе). (8) И тогда же, скорее всего, исчез разводной пролёт. Косвенно подтверждает это и А.М.Васильков (9)

3. Новый мост.
Но и реконструированный мост не обеспечивал бесперебойного движения поездов. Железнодорожный мост был металлический, поезд ехал внутри ферм. Деревянные опоры, далеко выступающие вверх по течению, часто ломались от ледохода, и тогда чугунка работала только между Новгородом и Шимском, а на Руссу поезда не ходили. Пешеходов по мосту через реку не пускали, они пользовались паромом. В 1939 году рядом построили настоящие каменные опоры с новым мостом. (10) Постройка нового моста подтверждается и документально: новый мост через реку Шелонь строился 1939 - февраль 1941. (11)
Единственный снимок этого моста, который удалось добыть в Сети, это немецкий военный аэрофотоснимок 1941 года. (12)


На нём чётко видны два моста по 4 пролёта, и никакого разводного ни на том, ни на другом.

4. Подрыв.
Однако новый мост простоял недолго. В конце июля – начале августа 1941 года его взорвали отступавшие части Красной армии. Как, кто и когда именно это совершил, остаётся загадкой, здесь имеются несколько противоречивых версий.
• По одним данным, это осуществил 28 июля гарнизон 3-й роты 51-го полка 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений под командованием младшего лейтенанта Пелых. (13) В личном составе этого полка действительно числится начальник гарнизона 3 типа «Шелонь-Шломск» младший лейтенант Пелых Антон Демидович. (14)
• Другая версия: Бойцы 22-го мостового батальона [11-й отдельной железнодорожной бригады] разрушили железнодорожный мост через реку Шелонь у Шимска. (15)
• Из Книги Памяти: "ИВАНОВ Алексей, лейтенант, сапер, погиб в августе 1941 г., взорвав оба железнодорожных моста в пос. Шимск." (16) В какой из частей служил лейтенант Иванов, неизвестно, но дата его гибели не совпадает с первой версией.
• Ещё одна версия: "Красноармеец Николаев Иван Алексеевич 30 июля 1941 года в боях у станции Шимск, будучи старшим группы по прикрытию железнодорожного моста через р. Шелонь, оказал своей группой упорное сопротивление во много раз превосходящему противнику. Хорошо организованным огнем группы нанес фашистам большие потери. Умело организовал выход группы из окружения без потерь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года за проявленное мужество и героизм награжден медалью «За отвагу»." (17) О подрыве моста здесь не говорится, но, значит, мост был цел ещё 30 июля?
• А.М.Васильков, однако, приводит совсем другие данные: "Железнодорожный мост через реку Шелонь взорвали солецкие подпольщики группы Марии Жеребцовой весной 1943 года" (18)
Впрочем, подрыв другого моста на той же Шелони – в Сольцах – также приписывается как красноармейцам 20-го восстановительного батальона 11-й отдельной железнодорожной бригады, (19) так и той же Марии Жеребцовой. (20)
Фермы взорванного моста торчали из воды всю войну, (21) а в 1946 году железный мост был разобран и долгое время хранился недалеко на берегу, пока в 1995 году его не увезли. (22)

5. 21-й век (фото 4 ноября 2011).
Вот как выглядит сейчас левобережный устой:



Вроде бы, всё верно: малая насыпь подходит к малому устою, предположительно, старому, оставшемуся от перешитой узкоколейки, а большая – к новому, построенному в 1939-41 годах.
Вверх по течению от устоя отходит тупиковая дамба, укреплённая крупными камнями. Её тоже хорошо видно на немецком снимке:


Но оба устоя моста выдаются в реку одинаково


и явно меньше, чем на немецком снимке, в особенности это касается верхнего, малого устоя.
Камни нижнего устоя скреплены серым цементом,



а верхнего – розовым:



На правом берегу к верхнему устою подходит высокая насыпь, а к нижнему… ничего!



Зато сам верхний устой разобран до основания, причём совсем недавно:(



6. Благодарности
Автор выражает благодарность Бархатовой Вере Григорьевне, Мишкину Артёму Николаевичу, Грибковой Инне Евгеньевне, Анатолию Михайловичу и Павлу Васильковым, Андрею Щелкунову , юзерам Шимского форума Hromoi , Односельчанин , Finder за помощь в поиске информации, жителям села Подгощи Вере и Михаилу Котцовым за радушный приём и кров, штурману Репиной Татьяне за обеспечение экспедиций на местности.

7. Ссылки
1) Сообщение директора Шимского музея Грибковой Инны Евгеньевны от 12.01.2012
2) А.М.Васильков. Чугунка, которой нет. Реноме, Санкт-Петербург, 2008, стр.14
3) Васильков, стр.8
4) Васильков, стр.18
5) http://ferroxronograph.livejournal.com/11264.html
6) Васильков, стр. 25
7) Архив ЦГА Спб фонд 2145 дело 88
8) http://pikkuvesi.livejournal.com/97225.html
9) Васильков, стр. 25
10) Воспоминания Артёма Николаевича Мишкина http://shimsk.ru/index.php?topic=7.45 ответ №46.
11) Архив ЦГА Спб Фонд Р-834, дело 216
12) http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-scha-schu/slides/Schimsk%20%20033.html
13) http://www.redstar.ru/2011/08/10_08/4_01.html
14) http://militera.lib.ru/memo/russian/krukov_am/07.html
15) http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=4478.210
16) http://pikkuvesi.livejournal.com/96837.html#comments
17) ф.38621 опись 1 дело 382 лл.199-202 http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=4478.210
18) Васильков, стр. 26
19) http://militera.lib.ru/memo/russian/krukov_am/07.html
20) М.М.Фрейдзон "Репортаж из-за линии фронта. Партизанская война в Ленинградской области 1941 - 1945 гг." http://veteran-fsb.ru/images/stories/demo/pdf/15.pdf
21) Воспоминания Артёма Николаевича Мишкина http://shimsk.ru/index.php?topic=7.45 ответ №46.
22) Воспоминания Веры Григорьевны Бархатовой, бывшей работницы Шимского музея http://shimsk.ru/index.php?topic=7.30 ответ №44.

Tags: Железнодорожное, Ильмень, История, Моё творчество, Путешествия, Шимский мост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments